Сегодня Четверг, 20th Июнь 2024
ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ БРЕНДЫ

Узнаваемый бренд с первого раза и надолго. Создадим образ для успешного развития вашей экспертизы.

Global Woman Awards 27.04 – 1.05 Antalya

Главные события

Самое интересное

Маркетинг, реклама и пиар – в чем отличия?

Маркетинг, реклама и пиар – в чем отличия?

Есть мнение, что маркетинг, реклама и pr – это как бы почти одно и тоже. Соответственно, вполне может быть, чтобы маркетологом, рекламщиком и пиарщиком работал один и тот же человек. Предлагаю разобраться, насколько это предположение имеет право на жизнь. Итак, какая существует разница между этими понятиями, и если есть сходства, то в чем они заключаются?

Три профессии: Маркетолог, специалист по рекламе и пиар менеджер

 Нередко начинающие предприниматели, столкнувшись с необходимостью прибегнуть к услугам маркетолога, рекламщика и пиарщика, полагают, что можно найти этакого «универсального солдата», который и швец, и жнец, и на дуде игрец: рекламщик вполне сможет выполнять обязанности и пиарщика, а хороший маркетолог вполне справится с рекламной компанией и ведением пиар канала. Но это совершенно не так! Более того, если вам обещают работу «три-в-одном», гоните этого псевдоспециалиста прочь: выбросите деньги на ветер, испортите репутацию и потеряете драгоценное время. А если вы пока не можете точно определиться, какой специалист вам нужен – пиар директор, маркетолог или специалист по рекламе, а может быть, и все трое, читайте дальше внимательно!

Для начала разберемся с понятиями:

Ма́рке́тинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. Википедия

Рекла́ма (от фр. réclame — букв. выкрикивать через нем. Reklame ) — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования, с целью формирования или поддержания интереса к нему … осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства». Основные функции рекламы — повышение дохода от реализации продукта либо услуги. Реклама

PR (Public Relations, пиар) — связи с общественностью. PR-менеджмент — процесс управления (менеджмент) в сфере связей с общественностью.

Таким образом, Маркетингом называют процесс управления сбытом продукта или услуги. Реклама – лишь одно из направлений Маркетинга для распространения информации об этом продукте (или услуге), чтобы привлечь к нему внимание потенциальных покупателей. А PR (он же Public Relations, или связь с общественностью) – способы или технологии маркетинга, которые действуют с целью формирования положительного общественного мнения о личном бренде или об организации, доверии аудитории к ним для длительной перспективы.

То есть технологии PR и рекламы, конечно, имеют много общего: и то, и другое включено в понятие Маркетинг, является его частью.

Интересный факт.

Генри Фонд был не только производителем автомобилей с очень прочными дверьми, но и отчаянным и талантливым, как сказали бы сегодня, пиарщиком. Однажды он получил благодарственное письмо от известных грабителей – Бонни и Клайда. Они оценили по достоинству пуленепробиваемость дверей машин марки Форд. Это письмо не только повеселило магната, но и принесло ему неожиданные дивиденды в виде доверия потребителей. Дело в том, что Генри Фонд данное письмо опубликовал в нескольких центральных газетах, вызвав живой интерес к его машинам. Вот это письмо:

Письмо от Бонни и Клайда
Письмо от Бонни и Клайда

В чем суть пиара и рекламы?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с такими понятиями, как маркетолог, рекламщик и пиарщик. Для этого обратимся к словарям и другим авторитетным источникам.

Маркетолог — специалист, который создает стратегию продвижения продуктов и услуг, чтобы увеличить продажи и общий доход компании. Для этого он исследует потребительский рынок, следит за трендами, участвует в создании рекламных кампаний и многое другое. (trends.rbc.ru)

То есть, это специалист широкого профиля: он умеет создавать портрет ЦА (целевой аудитории), анализировать работающие стратегии компаний-конкурентов, создавать свои собственные стратегии взаимодействия с аудиторией с целью увеличения продаж.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой дает следующее толкование понятия рекламщик. Рекла́мщик – м. разг. специалист, профессионально занимающийся созданием и распространением рекламы.

Специалист по связям с общественностью, PR-менеджер или просто «пиарщик» – человек, ответственный за создание и поддержание благоприятного имиджа компании, бренда, продукта или конкретной персоны. PR-менеджер отвечает за широкий спектр деятельности бизнеса, начиная от организации имиджевых мероприятий, заканчивая взаимодействием с внутренними и внешними партнерами на различных уровнях.(vc.ru)

То есть цель пиара – создать положительный имидж для личности (будь это бизнесмен, политик или медийное лицо), компании или бренда.

Приведу пример, близкий и понятный каждому.

Понятие врач – очень широкое. Все врачи учились в медицинском университете, у всех была дисциплина – анатомия. То есть все врачи знают, что у нас внутри. И, допустим, у вас заболел живот. Терапевт или семейный доктор, конечно, разбирается в болезнях внутренних органов. Но к кому вы обратитесь в этом случае – к терапевту, то есть специалисту общего профиля, или к гастроэнтерологу, который всю карьеру специализируется именно на этих болезнях? Ответ, как говорится, очевиден. Этот же подход должен быть и при выборе пиара, маркетинга и рекламы. Все дело в мелочах.

Чем похожи пиар продвижение и реклама продукта, мы разобрались. И почему от них так отличается понятие маркетинга, тоже. А вот отличие заключается в том, что главный фокус рекламы – экономическая выгода, а задачи пиара – социальные. Задача рекламщика – продать. Товар, услугу, политика. Пиар призван формировать лояльность, позитивное общественное мнение и доверие вокруг них. А вот методы зачастую могут быть и одинаковыми.

пиар-менеджер

Чем отличается маркетинг от рекламы и пиара?

1. Ширина целевой аудитории

Цель рекламы и маркетинга, как мы уже разобрались, – продать. Соответственно, целевая аудитория – потенциальные покупатели – достаточно узкая категория тех, кто заинтересован в продукте и платежеспособен. Хороший маркетинг ставит своей целью удовлетворить их определенную потребность.

Сферы пиара много шире, пиарщику нет нужды строго заботится о точном попадании в целевую аудиторию. Это связано с тем, что он имеет и круг задач более широкий.

2. Возможность оценить результат

Результативность маркетинга, как правило, легко поддается численной оценке результатов. Например, насколько увеличились продажи. Правильно выстроенная маркетинговая стратегия и реклама ведут к увеличению продаж в моменте. А вот результат пиара измерить не так просто: чья, например, заслуга в увеличении объемов и возможности бизнеса?

3. Фокус работы

Об этом моменте мы уже упоминали. В современном сверхинформативном обществе для того, чтобы расти и успешно продавать, уже недостаточно иметь узнаваемый (то есть разрекламированный) товар. Аудитория должна доверять производителю, политику или спикеру. Они должны всем нравится, быть всем интересны и иметь точки сближения. То есть маркетинг (вместе с рекламой) фокусируются на экономической выгоде. А пиар компания ставит ее на второе, если не на третье место, концентрируясь на отношении людей и связи с общественностью.

Резюмируем

Все три направления нацелены на лучшее взаимопонимание между заказчиком и клиентами. Но может ли один человек быть одновременно эффективным маркетологом, креативным рекламщиком и талантливым пиарщиком? Хороший маркетолог должен уметь настроить стандартную рекламную кампанию. Но если нужна по-настоящему незабываемая и креативная идея, лучше обратиться к профессиональному специалисту по рекламе. А вот пиар продвижение с хорошим результатом должен заниматься исключительно профессионал (зачастую это журналист, который имеет связи в данном направлении и умеет писать тексты, составлять пресс релизы и так далее).

Таким образом, мечта о специалисте, умеющем все, – не более чем миф, который противоречит здравому смыслу.

 

Подпишитесь на наш канал

Похожие записи