В гостях TOPBRAND Magazine выдающийся режиссёр, клипмейкер и педагог Андрей Соболев. Основатель музыкального лейбла L Di8 Music и продакшн-компании “Power of Media”, он уже успел завоевать признание не только в России, но и на международной арене, став участником Каннского кинофестиваля.
Андрей известен своим тонким чувством эстетики, глубоким подходом к каждому проекту и умением превращать любую идею в искусство, будь то музыкальный клип, короткометражный фильм или полнометражное кино. В эксклюзивном интервью для TOPBRAND Magazine он рассказывает о своем творческом пути, ключевых этапах карьеры, вызовах и вдохновении, которое помогает ему оставаться на пике актуальности в мире медиа.
Когда вы только начали свою карьеру, что именно вас привлекло в создании музыкальных клипов? Были ли у вас определенные вдохновляющие примеры или личности, которые повлияли на ваш выбор?
На своем творческом пути я имел опыт работы почти со всеми формами телевизионного контента, пробовал себя в различных профессиях. Более всего меня привлекал мир кино, поэтому я поступил во ВГИК. Чтобы приблизить себя к настоящим киносъемкам, я начал заниматься музыкальными клипами, ведь клип снимается почти по той же технологии, что и кино, и реклама. Команду единомышленников я собрал еще до активного распространения цифровых технологий, поэтому, чтобы сделать свои первые шаги, нам предстояло детально разобраться в технологии кинопроизводства, съемках на кинопленку. Безусловно, я и моя команда обращали внимание на более опытных старших коллег, кто уже успел себя показать в 90-х и 2000-х годах. Можно сказать, что я досконально изучил почти всю историю отечественной клипографии, мог определить стиль того или иного режиссера, оператора, назвать год создания музыкального клипа и даже определить на глаз, снято ли это на Kodak или Fuji. Конечно, такая насмотренность обогатила меня множеством режиссерских, операторских приемов и трюков, которые мы сразу же внедрили в свои работы на собственных съемках. Сегодня я стараюсь следить за всеми значимыми релизами в мире музыкальных клипов, ведь профессиональная среда формирует тренды, то, что принято называть «форматом» или «неформатом». Отвечая на вопрос, мне всегда было интересно создавать «формат», снимать для своих артистов такие клипы, которые всегда попадают в ротации на ТВ и занимают места в хит-парадах!
Как бы вы описали свой творческий процесс на самых ранних этапах работы над проектом? С чего начинается для вас любое новое сотрудничество, и как вы формируете видение будущего клипа?
Самое важное — идея! Идея приходит именно к режиссеру с первых прослушиваний песни. Далее в работу включается команда — оператор-постановщик, художник-постановщик, стилист, гример. Именно командно разрабатывается вся концепция, и она собирается в режиссерский сценарий — самый главный творческий документ, в котором расписаны все задачи, отрисована раскадровка, сформирован тайминг и последовательность работы. Вся креативная и подготовительная часть — это работа по формированию образа артиста, его имиджа. Все, что мы создадим, должно понравиться не только артисту, но и зрителю — а значит, соответствовать всем трендам, чтобы программные редакторы телеканалов обратили внимание и достойно оценили нашу работу!
Как вы выбираете артистов для своих музыкальных клипов? Есть ли определенные качества, которые вы ищете?
Артист в музыкальном клипе — это не актер кино, а музыкант и вокалист, который для меня является неотъемлемой частью музыкального произведения — песни. Зачастую, если мы говорим об известных артистах, у них уже есть творческий бэкграунд — сформированный сценический образ. Задача режиссера — подключиться к уже созданному многими годами имиджу артиста, пропустить песню через себя, понять продюсерский замысел и предложить наилучшее творческое решение, которое через форму музыкального клипа привлечет новых поклонников, заинтересует зрителей, побудит их переслушать все старые альбомы и, конечно, купить билет на ближайший концерт артиста.
Чаще всего артисты или продюсеры, которые обращаются ко мне за музыкальным клипом, уже знакомы со мной, знают, что для своего клиента я сделаю максимум и всякий раз превзойду их ожидания. Поэтому они дают мне полную свободу для того, чтобы я реализовал свое видение музыкального произведения, исходя из моего опыта, вкуса и общего вайба.
Могу сказать, что наиболее интересно, лично для меня, работать с артистом с «горящими глазами», «имеющим что сказать», заинтересованным в результате. Ведь в любом случае, в процессе создания клипа нам предстоит два месяца совместной работы в креативе, съемке и пост-продакшене, и мы должны очень хорошо понимать друг друга для достижения наилучшего результата.
С какими вызовами вы сталкиваетесь при съемке музыкальных клипов по сравнению с короткометражными фильмами?
Самые новые технологии, самые крутые спецэффекты, самые яркие стилисты, самые смелые гримеры — все «самое-самое» как раз и отличает клип от кино. В кино все должно быть «оправдано» историей, фабулой, сюжетом, в клипе же мы используем многие приемы из мира телевидения, фэшн-индустрии, шоу-бизнеса! Свободы для творчества больше, а в плане продакшн — больше ответственности. Ведь клип, в отличие от фильмов, снимается, как правило, за одну смену, что более похоже на работу над рекламным роликом, чем на киносъемку. Бывает так, что надо успевать сменить несколько локаций, павильон, натуру в течение одного дня. Нужно показать как певческую линию клипа, так и сюжетную.
Какие проекты вы реализуете в данный момент и какие хотели бы реализовать в будущем?
Сейчас, уже год, как я активно вошел в новую для себя сферу — музыкальное продюсирование. Я веду свой музыкальный проект под названием L Di8 совместно с талантливой исполнительницей Дианой Легченко. Открыт музыкальный лейбл L Di8 Music, и непрерывно ведется работа над созданием аудиоконтента — записью песен, подготовкой релизов, разработкой уникальных промо-кампаний.
С точки зрения кино у меня уже написано несколько увлекательных сценариев исторических картин, основанных на биографиях сильных личностей или ярких событиях, которые можно реализовать в форме полнометражного фильма для кинопоказа или многосерийного фильма для телевидения. Написание сценария, его редактура, сопоставление фактов — это большая работа, которую я веду совместно с одним из лучших отечественных сценаристов.
Есть ли фильм или клип, над которым вы работали, который особенно дорог вам? Почему?
Каждый проект уникален, разрабатывается специально, штучно, и именно это делает его особенно дорогим для своих создателей! Для меня мои съемки — это не просто фильм, клип или рекламный ролик. Это период моей жизни, когда я горю, мысленно поглощен этим проектом, полностью пропуская его через себя! Я собираю уникальную команду, с которой нам предстоит большое путешествие — от препродакшн до пост-продакшн и релиза. Есть знаменитая цитата Александра Митты: «Режиссер — это Колумб на корабле. Он хочет открыть Америку…»
Каждый проект, после его премьеры или публикации, влияет на людей в кадре и на зрителей. Например, клип делает артиста более популярным, узнаваемым, а для слушателя открывает новую песню, которая может его увлечь и стать частью его плейлиста, под которую могут произойти самые важные события в жизни. Всякий раз меня больше всего интересует, с каким ощущением останется зритель после просмотра, что он возьмет для себя из моего произведения.
Если бы вам предложили возможность сняться в собственном музыкальном клипе или фильме, как вы представляете себя в этой роли? Как бы вы подошли к своему образу и какой бы проект вам хотелось создать в качестве режиссера для самого себя?
Режиссер действительно очень хорошо разбирается в актерском деле, ведь в процессе работы пропускает сквозь себя каждого персонажа. Чтобы поставить задачу актеру, режиссер должен знать, что ему нужно получить. Сниматься в собственном проекте — это всегда возможно, некоторые режиссеры предпочитают сняться в камео, а кто-то берется и за главные роли.
Этим летом, по приглашению режиссера Анатолия Бальчева, я принял участие в качестве актера, исполнив интересную роль сотрудника специальной службы на государственной даче Н.С. Хрущева в фильме «Высоцкий. Неизвестное». Фильм в жанре байопик, сочетающий в себе уникальные архивные кадры из жизни Владимира Высоцкого и Марины Влади, а также реконструкции эпизодов биографии, которые исполнили такие звезды как Михаил Ткачук, Василий Мищенко, Татьяна Плетнева и другие. Для меня эти съемки стали ярким событием, я тщательно подошел к роли и проработке образа моего персонажа, Анатолий Маркович был полностью доволен моей работой. С большим успехом фильм был представлен на Лондонском фестивале независимого кино SIFFA UK 2024, в самом центре Лондона, в легендарном кинотеатре VUE Cinema.