Постановка спектакля «Каменный цветок» по сказкам Бажова в Челябинском колледже культуры стала первым моментом, когда вы ощутили, что занимаетесь своим делом. Как изменилось ваше отношение к работе с того момента?
Я почувствовала определенную уверенность в своих силах. Поняла, что, наконец-то, мне удалось раскрыть свой потенциал. Когда я увидела свой результат в виде признания зрителя, я до конца уверилась в том, что во мне есть творческая индивидуальность. Это дало огромный внутренний толчок и смелость двигаться дальше.
Ваш Театр-студия существует с 2008 года. Что вы узнали о себе и об особенностях управления творческим пространством за годы ее существования?
Я поняла, что я очень нужна людям. Я сейчас скажу крамольную вещь, но я до сих пор сама удивляюсь, как у меня получается управляться со студией актерского мастерства. Мне, как творческому человеку, зачастую непонятны многие аспекты экономики, управления финансами, но оно само собой как-то получается. Видимо, древнегреческий бог театра Дионис на моей стороне. Я же просто занимаюсь творчеством, а благодарные ученики помогают мне во всем. Вы не представляете, какая теплая и уютная атмосфера царит на наших занятиях. И это во многом помогает преодолевать все трудности. Нет ничего более мощного и сильного, чем люди, объединенные общими интересами и идеями.
Режиссура — это «искусство видеть за пределами очевидного». Как этот подход помогает вам в работе над театральными постановками и при обучении актеров?
Это очень упрощенное представление о режиссерском искусстве. Да, действительно, режиссер видит за пределами очевидного, и действительно, благодаря этому появляются яркие работы, от которых захватывает дух. Но не все, что лежит за пределами очевидного, может быть использовано. Здесь важно уметь отыскать верные творческие решения там, где другой человек прошел бы мимо и даже не заметил бы того, что талантливый режиссер представляет на суд самого строгого зрителя. А это, в свою очередь, требует большой самоотдачи как от меня, так и от моих подопечных актеров.
Как вы считаете, насколько важны телесно-ориентированные практики и звуковая гимнастика для преодоления барьеров и развития актерского потенциала? Какие другие методики вы используете, чтобы помочь людям адаптироваться к публичным выступлениям и развить личностные навыки?
Телесно-ориентированные практики и звуковая гимнастика — это основа, фундамент всего театрального искусства. Если тело находится в зажиме, в ограничении, то даже владея яркими эмоциями и словарным запасом, человек не сможет реализовать этот потенциал, выходя на публику. И именно на телесные практики и работу со звуком я делаю наибольший акцент.
Какой навык наиболее необходим современному актеру, чтобы успешно адаптироваться к разным сценическим форматам и современным условиям творчества?
Желание, умение и отсутствие страха говорить перед публикой на сцене. Отточив этот навык, актер сможет исполнить любую роль, оседлать любой сценический процесс, вплоть до импровизации.
Какие изменения и инновации в методиках обучения актерскому мастерству станут особенно важными в ближайшие годы? Какие тренды и направления, по вашему мнению, будут определять развитие этой индустрии?
Наблюдая за учебным процессом, мне видится, что в последнее время стало много упрощений. Мы утрачиваем глубину проработки учебного процесса. На мой взгляд, нам не инновации в обучении нужны, нам необходимо вернуться к истокам, к теории и практике Станиславского. Что же касается трендов, то наиболее ярким и сложным является импровизация. Именно импровизация позволяет актеру выйти на высший уровень профессионализма.